Справочное пособие по конструированию тестов


Групповые или индивидуальные тесты


Ориентируйтесь на разработку простых тестов для группового тестирования, а не индивидуальных тестов. Это необходимо как для исследований больших выборок, так и в практической психологии, где групповая работа является необходимостью. Следует, однако указать, что создание групповой версии индивидуального теста требует значительной изобретательности и исследовательских усилий для демонстрации того, что каждая из этих версий действительно измеряют одну и ту же переменную. В то же время некоторые объективные тесты, например, те, основу которых составляют физиологические измерения, нельзя преобразовать в групповую форму.

В дополнение к этим полуформальным рекомендациям Cattell и Warburton (1967) обсуждают интуитивные основания некоторых из своих тестов, поскольку при разработке объективных тестов все еще необходимо определенное чутье, интуиция, ибо нет еще единого алгоритма. Будет достаточно лишь перечислить эти основания, так как разработчики тестов могут их либо использовать, либо нет, иначе говоря, некоторые разработчики могут обладать достаточным воображением, чтобы творить тесты с их помощью, тогда как другие не смогут делать этого, поскольку правила, вытекающие из этих оснований, не могут быть точно сформулированы. Наиболее важными основаниями являются: (1) клиническая интуиция; (2) наблюдение в повседневной жизни случаев, являющихся определяющими для характеристики личности; (3) повседневная устная речь – пословицы и поговорки; (4) эмоциональные ситуации в играх, например, в карточных; (5) поведение, наблюдаемое в ходе беседы; и (6) литературные источники.

Cattell и Warburton (1967) также утверждают, что ряд положений, которые, по их мнению, являются нечетко сформулированными психологическими принципами, весьма помогал им при разработке тестов. Однако автор данной книги счел эти положения слишком расплывчатыми, чтобы их использовать (напр., "избирательное действие восприятия и памяти в соответствии с общей ориентацией") при практической разработке тестов, хотя они весьма полезны для понимания оснований некоторых объективных тестов Кэттелла.

И наконец, Cattel и Warburton считают, что при разработке объективных тестов могут быть полезны некоторые из экспериментально-психологических открытий (таких как те, которые касаются, например, взаимосвязей между обусловливанием и научением, ЭЭГ и характеристиками личности; см. Eysenck, 1967).

Таковы советы относительно формы и содержания объективных тестов для пытающихся их создавать, тестов, которые будут коррелировать с некоторыми внешними критериями. Есть надежда, что все эти советы окажут свое воздействие, побуждая читателей к разработке тестов. Несмотря на это, следует еще раз подчеркнуть, что ни один тест не может использоваться, прежде чем не будет продемонстрировано, что он измеряет те переменные, для измерения которых предназначен.




Начало  Назад  Вперед