Справочное пособие по конструированию тестов


Различия в мотивации испытуемых - часть 2


(3) Ограничивайте подсчет показателей стилистическими или формальными аспектами выполнения теста. Эти переменные менее подвержены изменениям мотивации, чем большинство других. Кэттелл и Уорбертон выбрали почерк как пример того показателя, который обычно остается распознаваемым для каждого индивидуума в разнообразнейших ситуациях.

Характеризуя эти три приема преодоления мотивационных искажений, необходимо отметить один очевидный, но важный момент: они применимы в основном к тестам темперамента, а не динамики.

(4) Вполне возможно, что мотивационный уровень испытуемого при работе над всей батареей тестов может быть отделен факторным анализом (вероятно, в один или более факторов) от других независимых факторов. Если это так, то переменные, имеющие тенденцию быть нагруженными такими факторами, могут быть отброшены.

(5) И наконец, разработчик объективного теста может намеренно искать способ задействовать мотивы каждого испытуемого таким образом, чтобы они были активно вовлечены в тестовые процедуры, но при этом следует постоянно помнить о том, что нельзя выходить за границы той системы ценностей, которой привержены испытуемые. К сожалению, это тот принцип, который легче понять, чем воплотить в практику.




Начало  Назад  Вперед