Справочное пособие по конструированию тестов


Различия в мотивации испытуемых


Различия в мотивации испытуемых при разработке тестов имеют особое значение в научных исследованиях, тогда как при отборе и выдаче рекомендаций значение этого источника индивидуальных различий по-видимому минимально. В конце концов, если для выполнения объективного теста требуется, например, значительная концентрация внимания, почему испытуемый должен делать усилия, чтобы выполнить все наилучшим образом? С другой стороны, встречаются испытуемые, которые вообще все делают наилучшим образом. Cattell и Warburton (1967) обсуждают пять приемов построения объективных тестов, призванных в некоторой мере минимизировать различия в мотивации испытуемых.

(1) Поделите тест на две части. Получаемым показателем является отношение или разность оценок по первой и второй части, и две части сравниваются, при том резонном предположении, что у каждого испытуемого мотивация на выполнение каждой части одинакова, и таким образом этот эффект устраняется. Примером такой методики является тест "силы Эго", основанный на эффективности запоминания при отвлекающих факторах. В этом тесте показателем "силы Эго" является разность между оценкой по запоминанию чисел в обычных условиях и оценкой по запоминанию чисел в том случае, когда они перемежаются шутками. Это явно полезный прием для проектирования объективных тестов.

(2) Используйте в качестве мотивов базовые эрги, а не чувства. В терминологии Кэттелла (см. Cattell и Child, 1975; Cattell и Kline, 1977) эрги – это базовые влечения, такие как голод, половое влечение или страх, тогда как чувства – это то, что прививается, формируется при обучении и воспитании в определенной культуре, например, религиозные чувства или чувства по отношению к своей семье. Поскольку, как обсуждалось у Cattell и Child (1975), базовые эрги менее подвержены изменчивости, чем чувства, то количество различий вследствие изменений в мотивации сокращается, если при выполнении теста в качестве мотивов широко вовлекаются базовые эрги. Проще всего при этом управлять страхом (удара электрическим током) или сексуальными желаниями (предъявляя картинки с обнаженными), хотя следует отдавать себе отчет, что эти влечения не могут проявиться так, как в реальности (по степени возбуждения), ибо существуют определенные этические нормы, реализующиеся и в ситуации тестирования.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин