Справочное пособие по конструированию тестов


Стимульно-инструктивная ситуация - часть 3


Прежде чем перейти к описанию этих параметров, следует подчеркнуть, что ответы на тесты образуют весьма значительное число переменных. Например, если бы мы рассматривали в качестве объективного теста личностный опросник, то, в добавление к стандартной шкале подсчета показателей могли бы быть вычислены следующие переменные: время выполнения теста, время выполнения половины теста, количество подтвержденных ответов "да", количество подтвержденных ответов "нет", количество альтернативных ответов, количество пропущенных заданий, количество неопределенных ответов ("не знаю", "не уверен"). Следует заметить, что все эти показатели, в отличие от показателя по стандартной шкале, являются объективными, поскольку ни один испытуемый не может знать, что они измеряют, и они могут быть измерены с высокой надежностью, не зависящей от лица, проводящего тестирование.

Параметры оценивания ответов

(1) Объективность versus субъективность оценивания. Этот момент касается в основном тех тестов, в которых используются задания на самооценку. Будет ли ответ испытуемого оцениваться так, как это предполагается инструкцией или каким-либо неизвестным для него образом? В этом нет никакого обмана для испытуемых. Например, объективным тестом является тест критических оценок (Critical Evaluations Test, Т8, Cattell и Warburton (1967)). В нем испытуемых просят указать, является ли определенная производительность труда, – например, если у официантки уходит десять минут на то, чтобы принести шесть порций на столик, – очень хорошей, хорошей, плохой, очень плохой. А в этом тесте между прочим определяется количество критических оценок. Субъективное содержание заданий не имеет отношения к оценке. Таким образом, этот тест, внешне напоминающий опросник, является, фактически, полностью объективным, как это и определено в начале данной главы. Разумеется, все те тесты, которые будут обсуждаться в этой главе, являются объективными в смысле этого первого параметра.

(2) Целостное поведение (весь организм) versus физиологическая реакция (часть организма).


Начало  Назад  Вперед