Справочное пособие по конструированию тестов


Стимульно-инструктивная ситуация - часть 5


Многие из них, однако, нежизнеспособны, но даже при этом их количество все еще слишком велико. Выделенные параметры указывают, до какой степени могут различаться задания каждого возможного типа объективных тестов, которые проходили испытания. Мы никогда не будем испытывать недостатка в заданиях!

Для использования в практике конструирования объективных тестов эта классификационная схема должна быть сокращена. Кэттелл и Уорбертон подчеркивают, что особую важность имеют шестьдесят четыре варианта, полученные из трех наиболее важных ситуаций и параметров оценивания, генерирующих по восемь возможных вариантов. Огромное количество тестов в их сборнике не покрыло все шестьдесят четыре типа, так что такая краткая версия таксономии тестов также еще оставляет пространство деятельности для творческого разработчика тестов. Такая таксономия, основывающаяся на характеристиках тестов, может помочь разработчику создавать разнообразные тесты, но есть одна основная трудность: как мы узнаем, что созданные средства измерения будут измерять, например, переменные темперамента, а не другие? Иными словами, как нам получить тест для измерения темперамента, а не, например, способностей? Данная таксономия в этом помочь не может, и разработчику тестов нужна дальнейшая информация.

Различия между объективными тестами способностей, темперамента и динамики (мотивов)

Один из методов определения того, что же измеряют объективные тесты, – подвергнуть их факторному анализу вместе с хорошо известными отличительными переменными (маркерами) этих трех модальностей (способностей, темперамента, мотивов). С помощью факторного анализа будет выяснено, переменные какой модальности измеряет данный тест. Однако, хотя это и эффективная процедура, необходимая до реального использования любого объективного теста, она не указывает нам, как можно сконструировать тест нужного нам типа. Это лишь адекватное средство проверки, но не руководство для конструирования тестов.

Cattell и Warburton (1967) посвятили обсуждению этой проблемы довольно много места, а здесь мы лишь кратко подытожим их рассуждения, поскольку они обеспечивают некоторое рациональное основание для выбора содержания заданий (в дополнение к таксономии, призванной помочь в выборе формы тестов).




Начало  Назад  Вперед