Справочное пособие по конструированию тестов


Стимульно-инструктивная ситуация - часть 6


(1) Различаются два вида ситуаций (ситуационализм, фактически, не является противоположностью психологии черт): побуждающие (incentives) и связанные с осуществлением действия (complexities).

(2) При изменении побудителей (incentives) изменяются показатели динамических тестов. При изменении деятельностей (complexities) изменяются также показатели тестов способностей. Тесты темперамента включают все остальные ситуации.

(3) Определение побудителей (incentives): побудители порождают стремление к некоторой цели и являются символом цели или удовлетворения от достижения цели, что само по себе может быть выявлено только анализом этого процесса. Это статистический анализ последовательности поведения во времени. Данная последовательность является набором действий, ведущих к достижению цели. Побуждающая ситуация, таким образом, распознается по ее отношению к цели (то есть по общим колебаниям в силе стремления и постоянству доминирования). Kline и Grindley (1974) действительно показали именно такие флуктуации между динамическими измерениями и ситуациями.

(4) Определение деятельностей (complexities). Когда побудители в данных обстоятельствах уже распознаны, можно определить и деятельность: это все то, что не является побудителем.

(5) Конечно, на практике это означает, что измерение динамики и способностей тесно взаимосвязано. Однако, могут быть получены относительно "чистые" средства измерения для каждой из этих областей. Например, если бы у нас были очень простые средства измерения способностей, то различия в показателях отражали бы не способности, а динамику (например, насколько испытуемые старательно выполняют задание). Таким образом, можно так управлять уровнями деятельностей и побудителей, что объективные тесты могут стать практически ''чистыми" средствами измерения каждой модальности.

(6) Нет необходимости говорить, что все тесты, сконструированные таким образом, должны быть подвергнуты проверке при помощи факторного анализа. Нужно убедиться, что то, что они измеряют, соответствует тому, что от них ожидали.


Начало  Назад  Вперед