Справочное пособие по конструированию тестов


Стимульно-инструктивная ситуация - часть 7


Все тесты, предположительно измеряющие способности, должны дать близкие результаты, то же касается измерения мотивационных, динамических переменных.

С этим логическим обоснованием, с различиями между побудителями и деятельностями, у разработчика объективных тестов уже есть некоторое руководство, по крайней мере относительно выявления того, что его тесты измеряют, хотя все они по-прежнему должны подвергаться последующей проверке факторным анализом.

Однако, как сейчас должно быть очевидно читателю, эти принципы и таксономии интересны и, возможно, могут явиться стимулом к работе, но, вероятно, слишком абстрактны для практического использования при конструировании реальных тестов. Cattell и Warburton ( 1967), осознавая это, в своей работе чистосердечно признают, что при конструировании объективных тестов им помогало лишь интуитивное предвидение, основанное на значительном опыте исследований в этой области. Это мы сейчас кратко и обсудим.

Практические советы для разработки объективных тестов личности и мотивов

Следует избегать следующих пяти ошибок, которые Cattell и War-burton (1967) у поминают как распространенные среди любителей, и о которых необходимо знать, прежде чем приступать к работе по конструированию объективных тестов.

(1) Не останавливайтесь на очевидно валидных заданиях из опросников.

(2) Не применяйте задач или заданий-головоломок (загадок). С их помощью вы скорее всего будете измерять факторы способностей.

(3) Не возлагайте слишком большие надежды на "стрессовую ситуацию". Как утверждают Cattell и Warburton (1967), это может сработать для выявления агрессии или страха, но ведь есть еще и другие эмоции.

(4) Эстетические и стилистические предпочтения могут эффективно выявить лишь некоторые аспекты личности. Однако, будет абсурдом ожидать, что такие тесты выявят все возможные аспекты. Нужно учитывать тот очевидный факт, что на ответы по этим тестам влияют уровень образования и культуры.

(5) Избегайте упрощенных способов использования проективных тестов.Wenig (1952) показал, что такие тесты диагностируют весьма широкий комплекс параметров, требующий факторно-аналитического исследования.

(6) Используйте задания-вопросы, точно соответствующие определенным типам поведения.

Вышесказанное является основой для создания эффективных объективных тестов.

Решение некоторых общих проблем, связанных с объективными тестами

Существует ряд проблем, из-за которых интерпретация показателей любого теста (не только объективного) может стать сомнительной, и их следует учитывать при конструировании объективных тестов. Подробное обсуждение этих проблем, к которому можно отослать читателей, представлено в книге Cattell и Warburton (1967). Кратко подытожим те положения, о которых идет речь в этой работе.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин