Справочное пособие по конструированию тестов


Теоретические основания - часть 2


Cattell и Kline (1977) перечисляют шестьдесят восемь психологических принципов, на которых должно основываться измерение мотивов. Их можно также найти в Cattell и Kline (1975). Эти принципы приведены в табл. 4.1.

Как это подробно описано у Cattell и Child ( 1975), многие из этих принципов были реализованы в тестах и в воспроизводимых (повторно измеряемых) факторах силы интереса, были выделены и некоторые отчетливые эрги и чувства. Например, были опубликованы групповой тест MAT (Cattell и др., 1970) и его версия для подростков – SMAT.

Таблица 4.1. Некоторые принципы измерения мотивов, применяемые при конструировании тестов

С возрастанием интереса в направлении действия ожидайте, что будут нарастать:

(1) Предпочтения. Готовность признать предпочтение в направлении действия.

(2) Аутизм: неправильное, искаженное восприятие объектов, звуков и т.п., в соответствии с интереумым (примером является исследование Брунера по восприятию величины монет) .

(3) Аутизм: ошибочные убеждения. Необоснованная уверенность в том, что факты и происходящие события благоприятствуют направлению действий.

(4) Искажение логических построений: средства – конечный результат. Готовность утверждать, что малоэффективные средства достижения цели в действительности являются эффективными.

(5) Искажение логических построений: конечный результат – средства. Готовность утверждать, что конечного результата можно легко достичь при помощи несоответствующих для этого средств.

(6) Искажение логических построений: индуктивных.

(7) Искажение логических построений: дедуктивных.

(8) Искажение логических построений: выявление отношений из воспринимаемого (напр., аналогий).

(9) Выбор вспомогательных средств. Готовность использовать землю, труд и капиталовложения во имя интереса.

(10) Макиавеллианизм. Желание использовать предосудительные средства для достижения конечного результата во имя своего интереса. (Желание достичь цели любой ценой – все средства хороши).

(11) Предпочтения в воображении. Готовность выбирать связанные с интересом темы для чтения, рассказа или объяснения.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин