Справочное пособие по конструированию тестов


Теоретические основания - часть 6


(67) Фацилитативность рефлекса. Легкость, с которой возбуждаются определенные рефлексы при возросшем интересе.

(68) Торможение рефлекса. Трудность возбуждения определенных рефлексов при возросшем интересе.

Источник: R.B.Cattell and D.Child. Motivation and Dynamic Structure. London: Hoil, Rinehartand Winston, 1975.

Однако, как и в случае объективных тестов темперамента, разработчику объективных тестов следовало бы посоветовать попытаться использовать тесты из "Сборника объективных тестов" (Cattell и Warburton, 1967), прежде чем приступать к разработке каких-либо собственных средств измерения. Действительно, конструирование объективных тестов требует значительного опыта и мастерства, а для психологов, которые хотят получить какие-либо тесты для практического использования, будь то решение исследовательских задач или профотбор, попытка конструировать такие тесты вряд ли будет удачной, несмотря на значительные затраты времени и работу по апробации вариантов теста и их валидизации. Внимательный читатель мог заметить, что я опустил изложение специальных методов для измерения динамических конфликтов. Дело в том, что в настоящее время свидетельства исследователей в пользу валидности этих методик слишком умозрительны, чтобы в полной мере использовать их на практике, а не только для дальнейшей разработки этой несомненно важной области исследования мотивов. (Более подробные сведения читатели могут получить в работе Cattell и Child, 1975).

Другие аспекты конструирования объективных тестов мотивов

Хотя в таблице 4.1. приведены основополагающие принципы, в свете которых должны разрабатываться объективные тесты мотивов, засуживают внимания и некоторые другие аспекты.

ПЕРЕХОД К ИПСАТИВНЫМ (личностным) ПОКАЗАТЕЛЯМ

Если мы рассмотрим принципы 42, 43, 44, 45 и 60 из табл.4.1., то становится очевидным, что добровольная трата времени и денег на некоторую деятельность и наличие соответствующей информации о ней являются мерами мотивации субъекта к этой деятельности. Однако, как уже указывалось ранее, такое измерение сводится на нет индивидуальными различиями, такими как способности, наличие свободного времени и денег.


Начало  Назад  Вперед